Оборона Брестской крепости – одно из первых и самых драматичных событий начала Великой Отечественной войны. Защитники крепости – солдаты и офицеры более чем 30 национальностей, атакованные на рассвете 22 июня 1941 года.
В 4:15 (в 3:15 по московскому времени) на Брестскую крепость внезапно обрушился шквальный артиллерийский огонь. Против крепости действовала 45-я пехотная дивизия германских войск (17 тысяч человек), поддерживаемая танками, артиллерией и авиацией. Немецкое командование планировало взять укрепление за несколько часов.
Первые дни боев были жестокими. Но советские солдаты и офицеры боролись за каждый дом, каждый кирпичик. Гарнизон застали врасплох, нападение было неожиданным. Враг превосходил численностью, а в первый день окружения у воинов не было даже связи с командованием. Однако гарнизон смог выстроить оборону, хотя сильно осложняли ее ведение пожары, недостаток боеприпасов, продовольствия и воды, которую доставали из ближайшей реки с риском для жизни. Ситуация дополнительно осложнялась сильной жарой. На первый день боев крепость защищали порядка 3,5 тысяч человек, с учетом потерь.
В последующие дни обороны крепости противник упорно стремился занять Центральный остров, но встречал организованный отпор гарнизона цитадели. Только 24 июня немцам удалось окончательно занять Тереспольское и Волынское укрепления на Западном и Южном островах. 23 дня продолжались кровопролитные бои, пока на помощь не пришли основные войска Советской армии. В начале августа 1941 года они освободили Брестскую крепость.
Цена этой победы была очень велика: большинство защитников погибли, некоторые попали в плен. Отдельным бойцам удалось прорваться к партизанам. На стене крепости обнаружили записи бойцов. Надпись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» была сделана 20 июля 1941 года.
Фашистский генерал-лейтенант Фриц Шлипер, штурмовавший Брест, докладывал: «Потери очень тяжелые. За всё время боев – с 22 по 29 июня – мы потеряли 1121 человека убитыми и ранеными. Крепость и город Брест захвачены, бастион находится под полным нашим контролем, несмотря на жестокую смелость русских. По солдатам до сих пор стреляют из подвалов – фанатики-одиночки, но мы скоро с ними справимся». Он ошибся в своих расчетах, но в одном оказался прав – смелость защитников крепости была несокрушимой.
Оборона Брестской крепости (после войны получила звание «крепости-героя») стала символом мужества и самопожертвования советских солдат в первый, самый трагический период войны.
Назад